Гандзасарский монастырь 

Гандзасарский монастырь

Есть памятники, которые, как бы концентрируя в себе все созданное народом-творцом в течение многих десятилетий и столетий, превращаются для грядущих поколений в символы, олицетворяющие народную мудрость и образность его мышления. Для Арцаха таким памятником является его величайшее чудо — Гандзасар, гордо восседающий на высоком холме левого берега реки Хачен. Строительство соборной церкви монастыря было начато в 1216 г. и завершено в 1238 г. В 1266 г. было закончено строительство притвора, примыкающего к церкви с западной стороны. Строительная надпись храма гласит:

"Именем Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа надпись свою повелел выбить я, слуга Божий Джалал Дола Асан, сын Вахтанга, внук Великого Асана, бнакавор властитель высокого и великого края Арцахского, царь Хоханаберда с обширными наhангами. Отец мой перед смертью своей (перед) безвозвратным уходом из мира сего завещал мне и матери моей Хоришап, дочери великого князя князей Саргиса построить церковь и кладбище отцов наших в Гандзасаре, (строительство) которой начали мы в 765 году армянского летоисчисления (1216) с помощью Дарителя благ (Бога) и, когда возвели восточную стену выше окна, мать моя, отказавшись от светской жизни, в третий раз отправилась в Иерусалим, где, надев власяницу и проведя многие годы в отшельничестве у врат храма Воскресения, почила во Христе в день Пасхи, и там же была предана земле. Мы же, помня о многих напастях, подстерегающих (нас) в жизни, поспешили завершить постройку и закончили милостью и благословением Всемилосердного Бога в 1238 г.". Историки этого периода, в особенности Киракос Гандзакеци, с восхищением рассказывают о строительстве монастыря и его торжественном освящении "Построил прекрасной постройки церковь, подобную небесному купольному храму, во славу божью, которая называется Гандзасар, напротив Хоханаберда, на месте их усыпальницы и многие годы трудились в ней".

По словам историка, среди присутствующих на торжествах освящения одних только священников было семьсот человек. Освящение церкви состоялось в 1240 г. в день большого праздника Вардавар (22 июля, в воскресенье). Из исторических источников IX—Хвв. известно, что старинная церковь Гандзасара была местом сборов политического и религиозного характераы для сопредельных армянских провинций и всего Арцаха.
О более раннем, чем время постройки церкви, существовании здесь монастыри, следовательно, и архитектурных сооружений свидетельствуют также несколько уцелевших в окрестности монастыря хачкаров, датированных 1174, 1182, 1202 гг. Прежняя церковь, по всей вероятности, не имела того престижного архитектурного вида, который бы соответствовал мощи и славе княжества Хачен. Поэтому Хасан-Джалал, чтобы восполнить этот пробел, повелел возвести храм, который и в последующие века оставался непревзойденным.

За весьма короткое время монастырь Гандзасар становится очагом культурной жизни Арцаха и резиденцией католикоса всего Восточного края Армении. С конца XVII в. Гандзасар становится также одним из центров национально-освободительного движения армянского народа, а католикос Гандзасара Есаи предводителем движения.

Гандзасарский монастырский комплекс,состоящий в основном из церкви и притвора, представляет собой такое композиционное единство, как будто его составные части были возведены одновременно и по единому замыслу. Церковь Ованеса Мкртича (Иоанна Крестителя) представляет собой прямоугольное снаружи и крестообразное изнутри центрально-купольное сооружение, с двухэтажными ризницами по четырем углам. К верхним ризницам ведут консольные лестницы, нижние объемы которых украшены крупными сталактитами.
Архитектурное и декоративное убранство интерьера и экстерьера церкви образуют единое целое, что позволяет считать храм в композиционном отношении одним из блестящих достижений армянского искусства.

Углы подкупольного пространства подчеркиваются тремя вертикальными примыкающими друг к другу колоннами, которые проходят по центральной части храма. Верхние части узких оконных проемов барабана (по одному в северной, южной и западной стенах) декорированы крупными каннелюрами.
Арки ветвей креста имеют трехступенчатый профиль и стрельчатую форму. Верхнюю ступень арки обрамляет монументальный карниз в виде полувалика.

Подкупольные паруса декорированы переплетенными геометрическими и стилизованными растительными орнаментами, сгруппированными в виде двух прямоугольников на каждом парусе. В верхней части каждого паруса под поясом, окаймляющим основу свода, помещены горельефы. На юго-западном парусе — голова барана, на северо-восточном и юго-восточном — головы быков и антропоморфное изображение — на северо-западном парусе.
Барабан купола храма имеет вид цилиндра и разделен изнутри на восемь равных частей восемью парами узких вертикальных полуколонн.

Прекрасным образцом резьбы по камню является торец алтарного возвышения. На его прямоугольной поверхности, обрамленной тягами, вырезаны восемь орнаментированных трапеций с треугольниками между ними. Последние в центральной части для создания светотени имеют углубления. Все трапеции и треугольники, без исключения, покрыты сложными переплетениями орнаментов. Внешние объемы церкви довольно четко и лаконично воспроизводят внутреннюю крестовокупольную композицию здания. Крылья крестов выделяются высокими фронтонами, фасады стен обработаны неглубокими треугольными нишами, которые не только зрительно уменьшают массу кладки здания и придают ему законченность, но и оттеняют основное внутреннее расчленение храма. В декоративном отношении каждая из стен церкви обработана своеобразно. Северный и южный фасады украшены пятью арками, детали которых, в особенности их орнаментальные украшения, строго соответствуют архитектуре всей постройки. Над центральной аркой северной стороны изображен большой крест, обрамленный символом вечности (розетка с радиально расположенными дужками). Под аналогичной аркой на южной стене открывается оконный проем с богато орнаментированным наличником, чуть выше которого помещена розетка с остроконечными лепестками. Восточная сторона также украшена арками. Центральная арка возвышается над всеми остальными и обрамляет узкий оконный проем. На западной стене, значительная часть которой скрыта за восточной колоннадой притвора, над порталом входа в церковь представлена умело воспроизведенная композиция — распятие Христа. По обеим сторонам довольно ширококрылого креста — изображение распятого Христа и двух коленопреклоненных фигур.

Церковь Ованеса Мкртича венчается стройным высоким куполом. Многогранный барабан с оригинальными барельефами и розетками и веерообразной кровлей придают куполу величественный и вместе с тем изящный вид. Барабан купола рядом узких примыкающих друг к другу полуколонн разделен на 16 граней. Колонны украшены барельефными изображениями.
На каждой из восьми граней вырезано по одной треугольной нише с орнаментированной полуколонной внутри. Остальные грани — плоские, на четырех из них оставлены узкие окна, окаймленные широкими наличниками, покрытыми сложной и изящной резьбой. Поверх оконных проемов расположено по одной богато орнаментированной розетке. Остальные четыре грани имеют небольшие круглые окна с широкими окаймлениями, отделанными кружевом орнаментальных узоров.

На двух западных гранях с нишами помещены скульптурные изображения двух ктиторов. Внешние черты их одинаковы — каждый из них держит в руке модель церкви. На фронтоне грани изображен Христос. На третьей грани, выше оконной рамы, помещены изображения Адама и Евы с соответствующими надписями. Над тремя нишами южных граней помещены коленопреклоненные фигуры с лицами в фас и с нимбами над головами. Над другими нишами изображены голова быка, богоматерь с младенцем, голова орла и т. д. Все эти скульптурные изображения дополнены удачно расположенными и тщательно обработанными орнаментальными мотивами — звездами, цветами, ажурными полосами и лентами.
Притвор, примыкающий к храму, придает всему комплексу более цельный и монументальный вид. Притвор Гандзасара, подобно притвору церкви Сурб Ншан (Святое Знамение) монастыря Ахпат, представляет собой залу с двумя колоннами и с двумя парами перекрещивающихся арок со сталактитовым сводом.

Гавит Гандзасара представляет собой впечатляющее сооружение не только по своим размерам, но и по архитектурным достоинствам. В этом уникальном памятнике яркостью и оригинальностью отличается решение внутреннего пространства здания. Оно перекрыто взаимно-перекрещивающимися арками стоичной конструктивной системы. С западной стороны к залу примыкает узкое пространство, отделенное от основных частей гавита двумя шестнадцатигранными массивными колоннами, на которые опираются концы продольных арок-нервюр.
Полукруглый тимпан портала входа, ведущего из притвора в церковь, орнаментирован мелкой резьбой, а декоративная арка, окаймляющая тимпан — звездами и трапециями. Между западными арками, на уровне нижних краев, помещен широкий орнаментированный крест. Площадь под аркой, проходящей поверх портала входа, отделана шахматным орнаментом и поясами с переплетенным узором. Основным украшением притвора-гавита внутри являются сталактиты, различные фигуры в виде ромбов, шахматных розеток, мелких плетенок, звезд и т. д.

Притвор служил родовой усыпальницей Хасан-Джалалянов. В восточной части притвора покоятся многие знаменитые представители этого рода начиная с Хасан-Джалала Благочестивого и духовных отцов его времени до митрополита Багдасара.
Притвор с внешней стороны довольно прост — это прямоугольное сооружение с восьмигранной легкой ротондой в центре. В верхних углах портала входа, на северной стене, помещены два барельефа с изображением барса. В юго-западной части южного фасада проделано оконное отверстие, окаймленное четырехкрылым крестом. В декорировке притвора главное место занимает его западный портал, взятый в двойное обрамление. Первое представляет собой полукруглый широкий валик, второе имеет двухступенчатый профиль и покрыто двумя орнаментированными поясами. С тонкостью, изяществом, исполнена резьба лицевой стороны двери.

Кроме храма и притвора Гандзасар обведен монастырской оградой и включает ряд жилых и хозяйственных помещений. Во дворе комплекса, с северной стороны, к монастырской ограде примыкают восемь келий и две большие комнаты. Как первые, так и вторые покрыты каменными сводами и своими арочными входами обращены в сторону двора. В восточной части комплекса сохранилось двухэтажное здание, которое в свое время служило школой, а затем жилым помещением для монастырской братии.

Хостинг от uCoz